Страница загружена не полностью или JavaScript отключён: сворачивание элементов недоступно

Главная страница (fdsc.narod.ru)
Отказ от ответственности

Записки об образовании



Моё письмо, посланное в журнал "Наука и Жизнь", с критикой их статей об образовании

Об образовании, заметке «Сбывшееся предсказание» (Г. Полознев, №12/2005) и статье «Похожие и разные» (Л. Серова, №01/2006).

Много лет я читаю стандартные статьи, критикующие образование, предлагающие новые методики. Мышление их авторов, хоть они и критикуют систему образования, по данному вопросу немногим отличается от мышления создателей и реформаторов этой системы. Я буду критиковать и эти статьи, и систему образования, так как рациональное зерно в них и так очевидно.

Начну с реальных примеров. Первый: подмосковная школа крупного города, обсуждение открытого урока учителями, критика в адрес проверяемого учителя литературы со стороны некоторых коллег. Критика была не справедлива, проверяющая защитила учителя и повысила ему разряд (с чем я согласен). Примерно через 5 лет одна из критиковавших учителей заняла место в методическом кабинете (стала учителем, определяющим методику преподавания литературы в районе), заняла совершенно не заслуженно.

Однажды мне сказали, что в московских школах преподают существенно лучше, чем даже в самом ближнем Подмосковье. Второй пример призван показать пример обратного: учитель физики московской школы, объясняя детям соответствующие темы, написал следующие имена учёных: «Ренген», «Кир-Гов». Попытки его переубедить, что правильно писать «Рентген» и «Кирхгоф» не увенчались успехом, хотя переубеждал его преподаватель технического ВУЗа.

Это не просто одиночные реальные примеры, таких можно набрать очень много. Низкая подготовка школьных учителей физики, как в преподавательском, так и в профессиональном плане общеизвестна. Недавно, кажется в журнале «Искусство в школе», была заметка о том, что учитель музыки в своей статье говорил слова о творчестве, предлагал новую методику, но при составлении примера плана урока не учёл своих же рекомендаций, не дал детям свободы и возможности самовыражения.

Само по себе это означает некоторую деградацию школьного образования в глобальном масштабе и говорит, что слепо опираться на всех учителей нельзя.

Обращусь к конкретным положениям статьи «Похожие и разные»

1. Цитата «…развития гуманитарной культуры, доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчинённое задачам воспитания…», и высказывание автора статьи «Сокращая программу, … начинают с предметов, дающих общую культуру, формирующих нравственность, прежде всего – с классической литературы» с моей точки зрения демонстрируют опасное заблуждение о безусловной пользе гуманитарных предметов. Человека воспитывает личный пример учителя – для меня до сих пор одним из образцов остаётся один из Учителей математики. Гуманитарные же предметы могут только поспособствовать развитию личности, умению мыслить в масштабах общества. И помогут такие предметы только в случае, если учитель обладает определёнными навыками, знаниями и, главное, развитым мышлением и высоким уровнем нравственности. К сожалению, это далеко не всегда так. И мне лучше это знать – я вижу изнутри.

Воспитывают не сами предметы и не только преподаватель. В ВУЗе на моё развитие очень повлияло наличие в программе заданий, для выполнения которых требовались совместные усилия, задания с которыми мог самостоятельно справиться только один–два студента из группы. Такие задания просто вынуждали помогать слабым (в роли которых оказывались и сильные студенты) и самому получать помощь. Фактически, они учили доброте и взаимопомощи. К сожалению, в школе таких заданий нет, а помощь сводится к элементарному списыванию, которое  мало чему учит.

Поэтому, никогда нельзя говорить, что хорошо поставленное преподавание математики, физики, других естественнонаучных дисциплин однобоко развивает человека – только в направлении приложения сил. Всё, что развивает мышление, интеллект в смысле способности решать задачи без каких либо заданных алгоритмов их решения, а не просто набивает знаниями, способствует развитию личности. Конечно, только преподаватель может понять, как развивается человек, тестирование проверяет только факт запоминания обучаемым данных в определённой форме.

2. «… у детей всё меньше остаётся времени для досуга, для работы над собой…». Хорошая образовательная система, особенно общего образования, не должна просто оставлять свободное время. Такая система должна ещё и предлагать возможные варианты его проведения, варианты полезные и интересные для учеников. Это позволит существенно повысить вероятность полезного времяпровождения обучаемых, помочь направить их усилия в лучшем направлении, с большим толком. Создание такой системы – сложная задача, не на одно десятилетие. Конечно, людям, талант которых не был в зародыше подавлен родителями и школой – а я считаю, что каждый ребёнок от рождения талантлив – почти не нужна помощь в выборе времяпровождения. Однако многие дети, даже выпускники относительно сильных школ, не имеют никаких интересов, не знают, чем бы им хотелось заниматься. Это говорит о полном подавлении самостоятельности мышления, таких случаев – большинство. Причём сама система образования создана для подавления этой самостоятельности, для обучения мышлению по шаблону: даже просто обычный учитель может за многолетний период обучения неосознанно «унифицировать» мышление почти всех своих подопечных. Исправлять такие ошибки будут преподаватели ВУЗов, психологи: те, кто способен и там, где ещё можно исправить. А работодатели расплачиваются за такую систему образования низкой мотивацией персонала, нежеланием молодых сотрудников работать, учиться работать. Отсюда идёт и огромное количество дипломированных специалистов работающих не по профилю. Причём не по профилю, но на должностях, требующих высшего образования.

Система образования, в идеале, должна предлагать каждому обучающемуся различные варианты, которые будут строго индивидуально подстраиваться под каждого конкретного человека, давать возможность изучать что-то самостоятельно, что-то с помощью профессионала, а лучше – на примере реальных проектов, на реальном производстве или исследованиях. На интересных именно для конкретного человека задачах. Интерес и глубина изучения – основа хорошей системы образования. Конечно, в программе должны быть и, как их иногда называют, «балластные» предметы – гармонизирующие учебную программу. Причём предметы (с соответствующим преподаванием), гармонизирующие её реально, а не формально. Кому нужна прочитанная по хрестоматии «Война и мир», формально сданный экзамен по социологии?

3. «…общество хоть немного поддерживало материально и морально людей талантливых, умных и просто добросовестных». В нормальном обществе, то есть, в частности, где взрослый мужчина может получать нормальную зарплату, работая по специальности, поддержка талантов не нужна: они сами показывают свою значимость и их ценят как хороших сотрудников, перспективных учёных и т.п. Им просто не нужно мешать работать, не заставлять работать по шаблону, не топить в болотах формальностей и стандартных задач. Тогда никакая поддержка им не будет нужна – они будут реально нужны обществу, конкретной организации. Они и так будут премированы за реальные полезные достижения, более продуктивную и смелую работу.

А если создавать специальные фонды поддержки – сначала сто раз подумать, так как одна ошибка, и по головам, по костям талантов и умных будут вылезать совершенно другие люди, возможно даже непонимающие, что это не для них, или понявшие это слишком поздно.

О заметке «Сбывшееся предсказание»

Никогда не был силён в устных вычислениях, но мне задача посильна: во первых, многие люди знают квадраты таких чисел, как 11, 12 (я сам не помнил только квадрат 13). Да и вычислить такие квадраты несложно: (a+1)^2 = a^2 + 2*a + 1, то есть, например, 13^2=144+24+1=169 и т.д. Задача облегчается тем, что первые три члена числителя дают 365. Думаю, что в сельской школе конца позапрошлого века наверняка устному счёту уделялось большее значение, чем сейчас, однако у ребят возникли трудности с подсчётом не слишком сложной, хотя и страшной на вид задачи. Так что сравнить их и современную подготовки корректно невозможно. Вообще говоря, совершенно непонятно, зачем пишутся такие статьи – часто слышишь только унижение способностей современных людей, начиная от дошкольных детей и кончая профессиональными программистами. Ни конкретной критики, ни конструктивных предложений в этой заметке не содержится.

А вот о том, что не все современные школьники (класса до 9) умеют нормально читать (не по слогам) можно сказать смело – я свидетель.

Об образовании (заключение)

С моей точки зрения система образования должна удовлетворять следующим конструктивным требованиям:



22 требования к системе образования
(Конкретизация требований к системе образования, изложенных в выше приведённом письме, неполная версия от 12.03.2006)

С моей точки зрения система образования должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. Преподаватели предметов начальной школы должны быть специалистами по детской психологии (чего сейчас не наблюдается)
      пояснения
    Очевидное утверждение, так как в начальной школе нужно, прежде всего, не знание преподаваемых предметов, а индивидуальный подход к каждому ребёнку, позволяющий исправить или поддержать его воспитание (в широком смысле слова, а не только как набор правил хорошего поведения) и зависящую от этого воспитания тягу к знаниям.
    Для успешной реализации такой воспитательной программы необходимо, что бы педагог был ответственным специалистом, что на практике не всегда достижимо. Поэтому каждого ребёнка должны наблюдать несколько специалистов, желательно слабо связанных друг с другом. Условие слабой связанности следует из того, что в этом случае между специалистами не будет "корпоративной солидарности" (по крайней мере, она будет несколько затруднена), т.е. отношения к ребёнку с одной и той же позиции. Это достижимо, если преподавание предметов ведётся разными преподавателями (но небольшим количеством: 2-4). Последнее условие, само по себе, не обязательно, и служит лишь для уменьшения влияния низкой квалификации преподающих кадров (путём противопоставления различных точек зрения и опыта преподавателей).
    Низкая квалификация преподавателей следует из того, что их подготовка должна осуществляться в массовом порядке, а значит без строгого конкурсного отбора. В то же время, для успешного преподавания нужна не просто "обычная" квалификация преподавателя, так как каждый человек, особенно ребёнок, уникален и задача обучения, прежде всего, сохранить эту уникальность в каждом (или даже найти её).
    Само по себе преподавание должно занимать большую часть времени ребёнка, что бы позволить преподавателям узнать особенности ребёнка и изменить его.
  2. Остальные преподаватели обязаны работать по преподаваемой специальности или в смежных направлениях, в некоторых случаях допускается специализация по педагогике с проверками знаний преподаваемого предмета
      пояснения (не подготовлены)
    Далее пояснения не оформлены
  3. Ни один предмет (даже история и русский язык) не должен быть обязателен для обязательного (общеобразовательного) этапа обучения (устанавливается только нормальное количество (сложность) изученных предметов). Гармонизация индивидуальных программ должна осуществляться неформально
      пояснения (не подготовлены)
  4. Программы профессиональной подготовки должны быть дополнены гуманитарными предметами (техническими, естественнонаучными предметами, в зависимости от профиля) с облегчённым (и развивающим) способом преподавания
      пояснения (не подготовлены)
  5. Обучение осуществляется на основе интереса обучаемого к профильному предмету, с информацией о реальных задачах области, лабораторными работами, возможно, осуществлением реальных (пусть и учебных) проектов, позволяющих хорошо представить конкретную работу над реальным коммерческим (или научным) проектом
      пояснения (не подготовлены)
  6. Программа и профильные предметы построены так, что бы студент (школьник) мог изучать базовые предметы (например, мат. анализ) и как самостоятельные дисциплины, и как дисциплины, изучение которых необходимо для понимания профильных (интересующих его) дисциплин. То есть студент может сам устанавливать себе порядок обучения базовым и профильным дисциплинам (возможно, с использованием рекомендованного порядка)
      пояснения (не подготовлены)
  7. Способ, материал и глубина изучения выбираются индивидуально обучаемым с помощью преподавателя, преподаватель играет роль консультанта и проверяет полученные знания и навыки
      пояснения (не подготовлены)
  8. Обучаемый может сам предлагать учебные задания
      пояснения (не подготовлены)
  9. Студент(школьник) не выбирает специальность обучения, а выбирает для изучения интересующие группы предметов. Специальность устанавливается по факту изучения соответствующих обязательных для этой системы групп предметов (с соответствующим уровнем изучения), и выполнении связывающих их заданий (курсовых проектов, дипломных проектов)
      пояснения (не подготовлены)
  10. Каждая группа предметов может быть изучена в разных образовательных учреждениях
      пояснения (не подготовлены)
  11. Не устанавливается относительный порядок изучения слабо связанных друг с другом предметов (например, термодинамика, теоретическая механика и сопротивление материалов, для школы – любой порядок изучения разделов физики)
      пояснения (не подготовлены)
  12. Отсутствуют недопустимые смысловые упрощения предметов (например, изучение понятия скорости в физике без изучения понятия производной в математике)
      пояснения (не подготовлены)
  13. Отсутствуют ограничения на глубину изучения и сложность материала (возможно смена преподавателя, дистанционное обучение), способность ученика изучить предмет определяется индивидуально без учёта его формального возраста
      пояснения (не подготовлены)
  14. Обучение осуществляется по принципу полного (глубокого) понимания предмета и методов осуществления работ (что часто нарушается даже в высшей школе)
      пояснения (не подготовлены)
  15. Существует база образовательных документов (учебников, заданий, примеров реальных проектов), доступная и открытая для дополнений каждому, контролируемая специальным комитетом учёных и преподавателей и не подчинённая каким либо органам государственной власти напрямую (но существующая в рамках государства)
      пояснения (не подготовлены)
  16. Учебные группы формируются неформально или по признакам успеваемости с учётом желаний обучаемых. Учебные группы не стационарны, могут существовать разные учебные группы для разных групп предметов
      пояснения (не подготовлены)
  17. Система стимулирует взаимоотношения сотрудничества между студентами, путём разработок сложных коллективных заданий, необязательной педагогической практики, заключающейся, в частности, в индивидуальной работе с отстающими студентами (с учётом желаний отстающих студентов)
      пояснения (не подготовлены)
  18. Существует развитая система проверки и аттестации обучаемых, преподавателей и учебных заведений, предполагающая разные уровни квалификации проверяемых субъектов. Уровни полученной квалификации общеизвестны
      пояснения (не подготовлены)
  19. Осуществляется сторонняя проверка знаний и навыков
      пояснения (не подготовлены)
  20. Осуществляется анализ системы обучения по строгой методологии, позволяющей выявить слабые места программы и учебных учреждений по формальным оценкам успеваемости и т.п.
      пояснения (не подготовлены)
  21. Платные уровни образования (например, получение второго высшего) должны быть доступны и не привязаны к профессиональной деятельности человека. Не допускается оплата фирмой обучения с гарантией дальнейшей работы в этой фирме или по конкретным проектам. Присутствует государственное кредитование образования любого уровня на льготных условиях. Возможно изучение не всех дополнительных курсов или группы предметов, а только необходимой для конкретного человека части (с получением соответствующих документов)
      пояснения (не подготовлены)
  22. Ученик и преподаватель свободны и равноправны, никто не может обязать их исполнять свои обязанности против их желания
      пояснения (не подготовлены)


Главная страница (fdsc.narod.ru)
Отказ от ответственности



Hosted by uCoz